1
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по риторике для 7-8 классов составлена на
основе образовательнойпрограммы основного общего образования
МАОУ «Гимназия» г. Чернушка, в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, с требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования,
программой
формирования УУД,
авторской
программы «Риторика», 5-9 классы под редакцией Т.А.Ладыженской,
рекомендованной департаментом общего образования РФ с учетом
целей и задач основной образовательной программы основного
общего образования МАОУ «Гимназия» г. Чернушка.
Этот практикоориентированный предмет выполняет важный
социальный заказ – учит успешному общению, то есть
взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения
лингвистической науки (в частности, лингвистики текста),
психологии восприятия и порождения речи, теории общения и
других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика
– самостоятельный учебный предмет.
Задачи изучения дисциплины:
Содержание данной программы направлено на реализацию
следующих
задач
изучения
риторики
в
основной
общеобразовательной школе:
✓ воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной
личности с развитым чувством самосознания и общероссийского
гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой
народ, знающего родной язык и культуру своего народа и
уважающего традиции и культуры других народов;
✓
овладение русским языком как средством общения в
повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
сотрудничеству,
позитивному
диалогу,
содержательным
компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
✓
подготовка девятиклассников к успешному выполнению
заданий итогового собеседования по русскому языку: обучение
созданию монологического высказывания на разные темы,
принимать участие в диалоге, выразительное чтение текста вслух,
устное изложение текста с привлечением дополнительной
информации.
В программе можно выделить два смысловых блока:
2
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере
с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Готовимся к итоговому собеседованию по русскому
языку» - способствует формированию критического мышления,
навыков системного анализа, формулирования собственной позиции,
искусства аргументации. Практическая направленность данной
программы позволит современному подростку, молодому человеку
быстрее решать задачи в процессе развития общих компетенций:
адаптации, социализации, индивидуализации, интеграции в социум.
Это способствует формированию лидерских качеств для жизни в
обществе.
Блок «Общение» дает представление о сути того
взаимодействия между людьми, которое называется общением; о
видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных
качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность
и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто,
кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей
постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в
ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и
партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока:
общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения;
речевой этикет, риторические этапы подготовки текста;
риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Готовимся к итоговому собеседованию по
русскому языку» – ориентирован на контроль и измерение уровня
сформированности у обучающихся основной общеобразовательной
школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых
для продолжения образования: извлекать информацию при
аудировании и чтении; адекватно понимать и интерпретировать
текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым
типом речи; создавать в устной форме высказывания по заданным
параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с
различной степенью свернутости; соблюдать в речи основные
языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные, стилистические).
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному
общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной
практической направленностью, где большая часть времени
выделяется на формирование риторических умений.
3
Раздел II. Место курса в структуре основной
образовательной программы
Согласно учебному плану МАОУ «Гимназия» г. Чернушка на
изучение риторики в 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю), в 8
классе – 34 часа (1 час в неделю).
Раздел III. Планируемые результаты изучения учебного
курса
Личностные УУД:
✓ Объясняет принципы продуктивного диалога.
✓ Вербально выражает в процессе диалога собственные чувства
к собеседнику.
✓ Анализирует изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения,получения и переработки полученной информации
и ее осмысления.
✓ Получает и анализирует опыт обсуждения и установления
норм поведения в отношении взрослых.
✓ Получает и анализирует опыт участия в школьных и
внешкольных мероприятиях.
Регулятивные УУД:
✓ Обнаруживает и формирует учебную проблему.
✓ Планирует пути достижения целей, отбирает методы.
✓ Самостоятельно планирует и оценивает продукт своей
деятельности.
✓ Оценивает свои возможности достижения цели определенной
сложности различной сфере.
Коммуникативные УУД:
✓ Владеет монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
✓ Определяет жанр и структуру письменного документа в
соответствии с поставленной целью.
✓ Адекватно использует выразительные средства языка.
✓ Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует
их.
✓ Учитывает разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.
Познавательные УУД:
✓ Знает основы ознакомительного и поискового чтения.
✓ Умеет структурировать тексты.
✓ Понимает переносный смысл выражений.
✓ Употребляет различные обороты речи.
4
✓ Самостоятельно проводит исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента.
Метапредметные результаты:
✓ умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной
✓ деятельности;
✓
умение самостоятельно планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
✓
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований,корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
✓
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;
✓
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
✓
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
✓ самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
✓
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
✓
смысловое чтение;
✓
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
✓
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
✓ владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в
5
области использования информационно-коммуникационных
технологий.
Раздел III. Содержание учебного предмета «Риторика»
7 класс
Общение. Виды общения. Обращение. Великая сила голоса.
Жесты. Виды речевой деятельности. Побеседуем. Учимся читать
учебную книгу. Учимся отвечать. Изобретаем...речь. Речевые жанры.
Вторичные тексты. Аннотация. Отзыв. Штампы и находки. Личное
письмо. Дневниковые записи. Интервью. Похвальное слово. Что
бывало...
8 класс
Итоговое собеседование. Русский язык. Структура работы.
Знакомство с демонстрационным вариантом. Критерии оценивания
чтения вслух. Признаки выразительного чтения. Правильность
чтения. Знаки препинания. Отработка навыка выразительного
чтения. Логическое ударение. Интонирование.Темп речи. Громкость
голоса.Ключевые слова текста. Критерии оценивания пересказа с
включением приведенного высказывания. Правильность речи.
Критерии оценивания правильности речи. Цитирование. Виды
цитирования. Местоположение цитаты в тексте. Критерии
оценивания монологического высказывания. Грамотность речи.
Культура
ведения
монолога.
Монолог
информационный,
убеждающий,
побуждающий.
Критерии
оценивания
монологического высказывания. Культура ведения монолога. Тип
речи – описание. Синтаксические конструкции текста-описания.
Культура ведения монолога. Тип речи – повествование.
Синтаксические
конструкции
текста-повествования.
Схема
построения и синтаксические конструкции текста-повествования.
Культура ведения монолога. Тип речи – рассуждение.
Синтаксические
конструкции
текста-рассуждения.
Схема
построения текста-рассуждения. Тезис - аргументация - вывод.
Анализ тем текста-рассуждения. Аргумент. Виды аргументов.
Анализ аргументации. Дикуссия. Речевые клише. Понятие о диалоге.
Особенности ведения диалога. Критерии оценивания диалога. Виды
диалога в зависимости от цели общения. Интервью. Правила
интервьюирования. Вопрос и ответ. Виды вопросов. Развернутый
ответ на вопрос.
6
7
Раздел IV. Тематическое планирование курса
7 класс
Раздел
Раздел 1. Общение.
Раздел 2. Виды
общения.
Тема
1
Тема 1. Вспоминаем, узнаём
новое. Общение как процесс
взаимодействия людей. Речевая
ситуация как один из главных
компонентов общения
2
Тема 2. Чего я хочу? Сигналы
речи.
Понятия «коммуникативная
задача», «сигналы речи».
Способы выражения
коммуникативных задач.
Интонация, отражающая
коммуникативное намерение
Тема 1. Официальное и
неофициальное общение. С кем
ты общаешься?
Словесные и несловесные виды
общения. Использование жестов
и мимики как интонационных
средств.
Тема 2. Официальное и
неофициальное общение.
Правила поведения в
официальной обстановке и
общественных местах
Тема 1. Такие разные
обращения. Использование
обращений в этикетных диалогах.
Официальное и неофициальное
обращение. Выбор способа
обращения. Прозвища и
уместность их употребления в
речевом общении.
Тема 1. Великая сила голоса.
Учим голос летать.
Отражение чувств в голосе
говорящего. Речевая задача и
возможности голоса.
Тема 1. Роль жестов в речевом
общении.
Однозначные и многозначные
жесты. Уместные и неуместные
жесты.
Тема 1. Устная речь.
3
4
Раздел 3. Обращение.
5
Раздел 4. Великая
сила голоса.
6
Раздел 5. Жесты.
7
Раздел 6. Виды
8
8
Колво
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата Дата
план. факт.
речевой
деятельности.
9
Раздел 7. Побеседуем.
10
Раздел 8. Учимся
читать учебную
книгу
11
Раздел 9. Учимся
отвечать.
12
13
Раздел 10.
Изобретаем...речь.
14
Раздел 11. Речевые
жанры.
15
Раздел 12. Вторичные 16
тексты.
17
Раздел 13.
Аннотация.
18
19
Виды речевой деятельности.
Виды речи. Правильная речь.
Устная речь. Беззвучная речь.
Тема 2. Учимся слушать
информационную речь.
Основные способы и приёмы
слушания. Роль невербальных
средств общения при слушании.
Тема 1. Беседы бывают
разными.
Что такое беседа. Беседы разных
видов: дружеская, этикетная,
деловая, научная. Цели беседы.
Тема 1. Виды чтения.
Чтение. Цели чтения. Виды
чтения. Ознакомительное и
изучающее чтение. Задачи
читающего. Понимание основной
мысли текста.
Тема 1. Учимся отвечать. Начало
ответа .
Задача ответа. Развёрнутый ответ
- это устный текст. Тип ответа.
План ответа. Выбор начала
ответа.
Тема 2. Основная часть ответа.
Конец ответа.
Построение основной части
ответа. Доказательства,
аргументы, примеры. Ключевые
слова для доказательства мысли.
Тема 1. Что значит изобретать
речь? Творчество. Две
разновидности определений:
логические и риторические.
Тема 1. Как мы различаем
речевые жанры?
Понятие «текст». Первичные и
вторичные тексты. Речевые
жанры. Различие речевых
жанров.
Тема 1. Сжатое изложение текста.
Жанры вторичных текстов;
подробное и сжатое изложение
текста.
Практикум «ТекстКомпрессор».
Приемы сжатия текста
Тема 1. Что такое аннотация?
Аннотация. Главные и
факультативные элементы
аннотаций. Разновидности
аннотаций.
Практикум «Книжное рекламное
агентство».
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 14. Отзыв.
Раздел 15. Штампы и
находки.
Раздел 16. Личное
письмо.
20
21
22
23
24
25
Раздел 17.
Дневниковые записи.
26
Раздел 18. Интервью.
27
28
29
30
Раздел 19.
Похвальное слово.
31
Раздел 20. Что
бывало...
32
33
34
Создание аннотаций на
прочитанную книгу.
Тема 1. Отзыв.
Отзыв как речевой жанр. Речевая
задача отзыва.
Практикум «И слово отзовется»
Тема 1. Речевые штампы.
Речевые находки. Редактирование
текстов.
Практикум «Главная редакция»
Тема 1. Личные письма. Письмопоздравление.
Характеристика письма.
Композиционное единство
письма. Коммуникативная задача
письма.
Тема 2. Благодарственное письмо
и письмо-просьба.
Этикетные слова, выражающие
благодарность. Этикетные слова,
выражающие просьбу.
Тема 1. Дневниковые записи.
Что, как и зачем записывать в
дневнике. Дневники в искусстве
слова.
Практикум «Дневник героя»
Тема 1. Интервью в нашей жизни.
Особенности интервью, признаки
беседы и интервью,
Тема 2. Интервью в нашей жизни.
Правила ведения интервью.
Практикум «У нас вопрос».
Правила постановки вопроса.
Типы вопросов.
Тема 1. Комплимент и
похвальное слово.
Положительная оценка
собеседника. Что такое
комплимент, языковые средства
создания комплиментов.
Похвальное слово, языковые
средства создания похвальных
слов.
Тема 1. Кто рассказывает и
зачем? Коммуникативное
намерение рассказа.
Тема 2. Автор – рассказчик –
герой рассказа.
Услышанные истории.
Выдуманные истории.
Небывальщины.
Урок-зачет.
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
8 класс
Раздел
Тема
Вводный урок.
Задание
Выразительное
чтение текста.
1
1. 2
3
4
5
6
7
Задание 2. Пересказ
текста с включением
дополнительной
информации
(цитаты).
8
9
10
11
12
13
14
15
Задание
3. 16
Монологическое
высказывание
на
заданную тему.
17
Итоговое
собеседование.
Русский
язык.
Структура
работы.
Знакомство
с
демонстрационным вариантом.
Критерии оценивания чтения
вслух. Признаки выразительного
чтения. Правильность чтения.
Знаки препинания.
Отработка
навыка
выразительного чтения.
Логическое
ударение.
Интонирование.
Темп речи. Громкость голоса.
Ключевые слова текста.
Практикум.
Задание
1.
Выразительное чтение.
Критерии оценивания пересказа
с включением приведенного
высказывания.
Правильность
речи. Критерии оценивания
правильности речи.
Практикум "Пересказ научнопопулярного текста".
Цитирование.
Виды
цитирования.
Цитирование.
Способы
включения цитаты в текст.
Местоположение
цитаты
в
тексте.
Практикум "Пересказ научнопопулярного
текста
с
включением цитаты".
Технология
"Дебаты".
Подготовка
выступления
спикеров с использованием
афоризмов.
Технология "Дебаты". Конкурс
спикеров.
Критерии
оценивания
монологического высказывания.
Грамотность речи.
Колво
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Культура ведения монолога. 1
Монолог
информационный,
убеждающий,
побуждающий.
Критерии
оценивания
монологического высказывания.
12
Дата
план.
Дата
факт
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Задание 4. Диалог.
30
31
32
33
34
Культура ведения монолога. Тип
речи
–
описание.
Синтаксические
конструкции
текста-описания.
Практикум
"Описание
фотографии".
Игра "Вето. Угадай картину".
Культура ведения монолога. Тип
речи
–
повествование.
Синтаксические
конструкции
текста-повествования.
Схема
построения
и
синтаксические
конструкции
текста-повествования.
Практикум"Сторителлинг
для
начинающих".
Культура ведения монолога. Тип
речи
–
рассуждение.
Синтаксические
конструкции
текста-рассуждения.
Схема
построения
текстарассуждения.
Тезис
аргументация - вывод. Анализ
тем текста-рассуждения.
Аргумент. Виды аргументов.
Анализ аргументации.
Дикуссия. Речевые клише.
Практикум
"Аргументы
и
факты". Составление тестарассуждения с аргументацией на
заданную тему.
Технология
"Дебаты".
Отработка
умения
вести
дискуссию на заданную тему.
Понятие о диалоге. Особенности
ведения
диалога.
Критерии
оценивания диалога
Виды диалога в зависимости от
цели
общения.
Интервью.
Правила интервьюирования.
Вопрос и ответ. Виды вопросов.
Развернутый ответ на вопрос.
Практикум
"Интервью
со
звездой". Аргументированный
ответ на вопрос.
"Беседа 15". Урок-зачет в
формате
"Итоговое
собеседование. Русский язык".
13
1
1
1
1
1