1. Пояснительная записка 1.1. Введение Рабочая программа дополнительного образования «Баскетбол» составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»; Уставом МАОУ «Гимназия»; Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МАОУ «Гимназия»; Положением о рабочих программах в МАОУ «Гимназия»; ООП ООО МАОУ «Гимназия»; Учебным планом МАОУ «Гимназия» на 2022-2023 учебный гол; Годовым календарным учебным графиком МАОУ «Гимназия» на 2022-2023 учебный год; Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». Программа дополнительного образования «Баскетбол» предназначена для физкультурноспортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5—11 классах. Баскетбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей. 1.2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению программы дополнительного образования «Баскетбол» Дополнительная образовательная программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Цель конкретизирована следующими задачами: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха; формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом; обучение технике и тактике игры в баскетбол; развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у учащихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств. Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. 1.3. Особенности реализации программы: количество часов и место проведения занятий. Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» предназначена для учащихся 5-11 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность 1 час. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровье сберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся. Формы проведения занятия и виды деятельности Однонаправленные Посвящены только одному из компонентов подготовки баскетболиста: занятия техникой, тактикой или физической. Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре в баскетбол по правилам. Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. Подобная реализация программы по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры, здоровья учащихся. 1.4. Содержание программы и методические рекомендации Программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» предназначен для учащихся 5-11 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 5-11 классы - 10 часов. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся. 2. Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной образовательной программы В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» является формирование следующих умений: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью. 2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы В ходе реализация дополнительной общеразвивающей программы по спортивнооздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны знать: особенности воздействия двигательной активности на организм человека; основы рационального питания; правила оказания первой помощи; способы сохранения и укрепление здоровья; основы развития познавательной сферы; свои права и права других людей; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; должны уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; выполнять физические упражнения для развития физических навыков; заботиться о своем здоровье; применять коммуникативные и презентационные навыки; оказывать первую медицинскую помощь при травмах; находить выход из стрессовых ситуаций; принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. 2.2. В ходе реализация дополнительной образовательной программы по спортивнооздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся смогут получить знания: значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; правила безопасного поведения во время занятий баскетболом; названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники; наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; основное содержание правил соревнований по баскетболу; жесты баскетбольного судьи; игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола; могут научиться: соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях баскетболом; выполнять технические приёмы и тактические действия; контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях баскетболом; играть в баскетбол с соблюдением основных правил; демонстрировать жесты баскетбольного судьи; проводить судейство по баскетболу 4. Список литературы 1. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, - М.: Просвещение, 2013. -112с.: ил. -(Работаем по новым стандартам). 2. Баскетбол в школе. Пособие для учителя. М., “Просвещение”, 1976. 111 с. авт.:В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. 3. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебнотренировочный) [Текст]. - М.: Советский спорт. 2005. -112 с. 4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебнотренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с. 5. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011. -61 с. - (Стандарты второго поколения). 6. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева. - Волгоград: Учитель, 2011. – 251 с. 7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. -480 с. 5. Тематическое планирование Тематическое планирование 5 класс Тема № Кол-во часов 1 Перемещения 2 2 Верхняя передача мяча 2 3 Нижняя передача мяча 2 4 Ведение мяча 1 5 Броски мяча в кольцо 1 6 Подвижные игры и эстафеты 1 7 Физическая подготовка в процессе занятия. 1 Итого 10 Тематическое планирование 6 класс Тема № Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в защите. 2 2 Индивидуальные тактические действия в защите и в нападении 2 3 Передачи мяча 2 4 Ведение мяча 1 5 Броски мяча в кольцо 1 6 Двусторонняя учебная игра 1 7 Физическая подготовка в процессе занятия. 1 Итого 10 Тематическое планирование 7 класс Тема № Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в нападении. 2 2 Групповые тактические действия в нападении, защите 2 3 Передачи мяча 2 4 Ведение мяча 1 5 Броски мяча в кольцо 1 6 Двусторонняя учебная игра 1 7 Физическая подготовка в процессе занятия. 1 Итого 10 Тематическое планирование 8 класс Тема № Кол-во часов 1 Ведение мяча 1 2 Перехват мяча 1 3 Броски мяча в кольцо 2 4 Передачи мяча 1 5 Двусторонняя учебная игра 2 6 Групповые тактические действия в нападении, защите 1 7 Командные тактические действия в нападении и защите 1 8 Физическая подготовка в процессе занятия. 1 Итого 10 Тематическое планирование 9-11 класс Тема № Кол-во часов 1 Передачи мяча 1 2 Перехваты мяча 1 3 Броски мяча в кольцо 2 4 Совершенствовать технику владения мячом. 1 5 Двусторонняя учебная игра 2 6 Групповые тактические действия в нападении, защите 1 7 Командные тактические действия в нападении и защите 1 8 Физическая подготовка в процессе занятия. 1 Итого 10