Спортивные подвижные игры Баскетбол














1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Рабочая программа дополнительного образования «Баскетбол» составлена на основе
следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
Уставом МАОУ «Гимназия»;
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся в МАОУ «Гимназия»;
Положением о рабочих программах в МАОУ «Гимназия»;
ООП ООО МАОУ «Гимназия»;
Учебным планом МАОУ «Гимназия» на 2022-2023 учебный гол;
Годовым календарным учебным графиком МАОУ «Гимназия» на 2022-2023 учебный год;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г № 2106 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников».
Программа дополнительного образования «Баскетбол» предназначена для физкультурноспортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к
физической культуре и спорту, в 5—11 классах.
Баскетбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания
учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко
практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции
по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в
общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия,
высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать
ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечнососудистой
и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,
увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и
слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального
проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность,
бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма,
скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол
представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие
овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических
способностей.

1.2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития
детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению программы
дополнительного образования «Баскетбол»
Дополнительная образовательная программа по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Баскетбол» может рассматриваться как одна из ступеней
к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации
учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения
физического и психического здоровья как необходимого условия социального
благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно
ориентированный подходы. Программа по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный
характер и направлена на осуществление следующей цели:
 формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные
навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые
решения;
 развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
 обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цель конкретизирована следующими задачами:
 пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся;
 популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха;
 формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
 обучение технике и тактике игры в баскетбол;
 развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
 формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
 воспитание моральных и волевых качеств.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение
планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного
учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет
собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется,
наполняясь новым содержанием.
1.3. Особенности реализации программы: количество часов и место проведения
занятий.
Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Баскетбол» предназначена для учащихся 5-11 классов.
Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а
именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного
расписания, продолжительность 1 час.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке.
Здоровье сберегающая организация образовательного процесса предполагает
использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям
занимающихся.

Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные
Посвящены только одному из компонентов подготовки баскетболиста:
занятия
техникой, тактикой или физической.
Комбинированные
занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и
физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка;
техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые
занятия

Построены на учебной двухсторонней игре в баскетбол по правилам.

Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных
упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об
уровне технико-тактической и физической подготовленности
занимающихся.
Подобная реализация программы по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Баскетбол» соответствует возрастным особенностям учащихся,
способствует формированию личной культуры, здоровья учащихся.
1.4. Содержание программы и методические рекомендации
Программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол»
предназначен для учащихся 5-11 классов. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 5-11
классы - 10 часов. Программа построена на основании современных научных
представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста,
раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует
предельно допустимой нагрузке учащихся.
2. Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной образовательной
программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение
следующих результатов образования:
 личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
 метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
 предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Личностными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению
«Баскетбол» является формирование следующих умений:

определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по спортивно-оздоровительному
направлению «Баскетбол» - является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
 Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя,
а далее самостоятельно.
 Проговаривать последовательность действий.
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
 Учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на
занятии.
 Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды.
 Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
 осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,
произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение
численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;
 социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение
учащихся к собственному здоровью.
2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в
процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы
В ходе реализация дополнительной общеразвивающей программы по спортивнооздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся


должны знать:
 особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
 основы рационального питания;
 правила оказания первой помощи;
 способы сохранения и укрепление здоровья;
 основы развития познавательной сферы;
 свои права и права других людей;
 влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
 значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
 составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
 выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
 заботиться о своем здоровье;
 применять коммуникативные и презентационные навыки;
 оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
 находить выход из стрессовых ситуаций;
 принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
 отвечать за свои поступки;
 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у учащихся
развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям,
отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание
данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать
такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность,
трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка,
любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
2.2. В ходе реализация дополнительной образовательной программы по спортивнооздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся
смогут получить знания:
 значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
 правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
 названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
 наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических
действий;
 упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
 контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения;
 основное содержание правил соревнований по баскетболу;
 жесты баскетбольного судьи;
 игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
могут научиться:
 соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
баскетболом;
 выполнять технические приёмы и тактические действия;

контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях баскетболом;
 играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
 демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
 проводить судейство по баскетболу
4. Список литературы
1. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, - М.: Просвещение, 2013. -112с.:
ил. -(Работаем по новым стандартам).
2. Баскетбол в школе. Пособие для учителя. М., “Просвещение”, 1976. 111 с. авт.:В.А.
Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников.
3. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебнотренировочный) [Текст]. - М.: Советский спорт. 2005. -112 с.
4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
(этапы:
спортивно-оздоровительный,
начальной
подготовки,
учебнотренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.
5. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9
классы: проект. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011. -61 с. - (Стандарты второго
поколения).
6. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.
- Волгоград: Учитель, 2011. – 251 с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта:
Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.:
Издательский центр “Академия”, 2001. -480 с.


5. Тематическое планирование
Тематическое планирование 5 класс
Тема

№

Кол-во часов

1

Перемещения

2

2

Верхняя передача мяча

2

3

Нижняя передача мяча

2

4

Ведение мяча

1

5

Броски мяча в кольцо

1

6

Подвижные игры и эстафеты

1

7

Физическая подготовка в процессе занятия.

1

Итого

10
Тематическое планирование 6 класс
Тема

№

Кол-во часов

1

Индивидуальные тактические действия в защите.

2

2

Индивидуальные тактические действия в защите и в нападении

2

3

Передачи мяча

2

4

Ведение мяча

1

5

Броски мяча в кольцо

1

6

Двусторонняя учебная игра

1

7

Физическая подготовка в процессе занятия.

1

Итого

10
Тематическое планирование 7 класс
Тема

№

Кол-во часов

1

Индивидуальные тактические действия в нападении.

2

2

Групповые тактические действия в нападении, защите

2

3

Передачи мяча

2

4

Ведение мяча

1

5

Броски мяча в кольцо

1

6

Двусторонняя учебная игра

1

7

Физическая подготовка в процессе занятия.

1

Итого

10
Тематическое планирование 8 класс
Тема

№

Кол-во часов

1

Ведение мяча

1

2

Перехват мяча

1

3

Броски мяча в кольцо

2

4

Передачи мяча

1

5

Двусторонняя учебная игра

2

6

Групповые тактические действия в нападении, защите

1

7

Командные тактические действия в нападении и защите

1

8

Физическая подготовка в процессе занятия.

1

Итого

10
Тематическое планирование 9-11 класс
Тема

№

Кол-во часов

1

Передачи мяча

1

2

Перехваты мяча

1

3

Броски мяча в кольцо

2

4

Совершенствовать технику владения мячом.

1

5

Двусторонняя учебная игра

2

6

Групповые тактические действия в нападении, защите

1

7

Командные тактические действия в нападении и защите

1

8

Физическая подготовка в процессе занятия.

1

Итого

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».