Азбука безопасности

Пояснительная записка
Программа отряда «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках
Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской
Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах
и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков
культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а
также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации
страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм
поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных
ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным
из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и
подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского
общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью
которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении
дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками
ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год для учащихся 5 – 8 классов.
Занятия проводятся 1раз в неделю (34 часа в год).
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по
принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и
практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
 Сформировать у учащихся потребность в изучении правил дорожного движения и
осознанное к ним отношение;
 Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного
движения;
 Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
 Повысить интерес школьников к велоспорту;
 Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
 Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на
дорогах и улицах.
 Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.








Главные принципы программы
Деятельность отряда ЮИД не должна нарушать учебного процесса гимназии.
Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
Предполагает постепенное усложнение материала.
Добровольность участия в данном виде деятельности.
Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
Доброжелательная и непринужденная обстановка работы отряда.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
 самостоятельности в принятии правильных решений;
 убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
 внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного
движения;
 здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Формы подведения итогов:
Итоги освоения учащимися материалов программы подводятся в форме:
 игр-состязаний;
 тестирование;








Нормативно – правовое обеспечение программы:
Конституция РФ;
Конвенция «О правах ребенка»;
Правила дорожного движения;
Устав гимназии;
План воспитательной работы гимназии;
Программа воспитания МАОУ «Гимназия»;
Положение об отряде юных инспекторов движения.

Материально-техническое обеспечение:
· кабинет ОБЖ ОУ и его оснащение;
· учебные площадки по безопасности дорожного движения.
Информационное обеспечение:
· обзор аналитической информации;
· оформление информационных стендов;
· банк данных (разработки уроков, беседы для учащихся, лекции и беседы для
родителей, разработки внеклассных мероприятий);
· контрольные тесты.




Научно – методическое обеспечение:
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД;
Учебники по ОБЖ, ПДД.
Методические разработки для родителей, учащихся и педагогов.

В тематический план включен следующий материал
1. Правила дорожного движения:
 общие положения;
 обязанности пешеходов;
 сигналы светофора;
 правила для водителей;
 дорожные знаки;
 практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
 общие принципы оказания доврачебной помощи;
 техника наложения повязок;
 первая помощь при общих ранениях;
 первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
 первая помощь при несчастных случаях;
 первая помощь при ожогах и отморожениях;
 транспортировка при различных видах травм.
3. Фигурное вождение велотранспортных средств.




Формы подведения итогов реализации программы
выставки
конкурсы
агитбригады
Основные методы, используемые для реализации программы отряда:

Деятельность отряда «ЮИД» строится по методике коллективной творческой
деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
 в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая
работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда);
наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по
оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж,
беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск
ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
 в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на
формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа,
пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы
стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Программа отряда «ЮИД» относится к социально-педагогической
направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.









Работа отряда «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
Создание уголка безопасности дорожного движения;
Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и применения знаний на практике;
Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
Проведение игр, конкурсов, соревнований в гимназии.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном
кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике
ДДТТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты программы
Личностные:
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
«Юные инспектора дорожного движения»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемый результат


















Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за
нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира,
велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Содержание программы
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
Введение в образовательную программу отряда
Теория.
Цели, задачи отряда ЮИД. Утверждение программы. Организационные
вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка
безопасности.
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.

История правил дорожного движения
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом
светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Изучение правил дорожного движения
Теория.
 Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности
пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности
движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
 Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
 Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
 Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Населенные пункты.
 ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места
перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение
пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства
регулирования движения. Знаки.
 ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и
дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
 Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
 Дорожные знаки. Знаки приоритета.
 Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
 Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки
дополнительной информации.
 Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям
стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная
разметка.
 Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной
разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная
разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора
выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).
 Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и
второстепенная дороги. «Правило правой руки».
 Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного)
или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные
сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и
красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства,
оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства,
оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
 Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила
проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

 Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд
перекрестков со светофорным регулированием.
 Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые
перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые
перекрестки равнозначных дорог.
 Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных
транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для
перевозки детей.
 Движение через железнодорожные пути.
 Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в
случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на
железнодорожном переезде.
 ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда,
движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и
стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение
транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
 Дорожные ловушки.
 Причины ДТП.
 Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
 Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
 Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
 Разработка викторины по ПДД в уголок.
 Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а
другим говорят».
 Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школадом».
 Участие в конкурсах по правилам ДД.
 Проведение патрулирования на перекрёстках около здания гимназии на предмет
соблюдения ПДД учащимися.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи
Теория.
 Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
 Раны, их виды, оказание первой помощи.
 Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
 Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
 Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
 Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
 Виды повязок и способы их наложения.
 Обморок, оказание помощи.
 Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
 Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
 Обморожение. Оказание первой помощи.

 Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
 Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
 Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах,
обмороке, сердечном приступе.
 Транспортировка пострадавшего.
 Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Фигурное вождение велосипеда
Теория.
 Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных
сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные
требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрестков.
 Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами
пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
 Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
 Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
 Фигурное вождение велосипеда.
 Составление памятки: «Юному велосипедисту».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».