Буратино

1.1 Пояснительная записка
Особенности программы:
Рабочая программа дополнительного образования по основам эффективного чтения и
работы с информацией « Буратино» имеет социально-педагогическую направленность и
предполагает развитие навыков эффективного чтения и работы с различной информацией учащихся
младшего школьного возраста, направлена на облегчение усвоения учебного материала путём
повышения скорости чтения и работы с различной информацией.
Программа разработана в соответствии с основными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован министерством юстиции
Российской Федерации от 29 ноября 2018 года, регистрационный номер № 52831);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля
2014 № 41);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ»;
- Приказ Росстата от 13 сентября 2016 года № 501 «Об утверждении статистического
инструментария федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и
спортивной подготовкой детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 г. № 1726-р);
Актуальность программы
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется
оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит
умственная работоспособность. Необходимо на начальном этапе обучения в школе научить ребёнка
читать правильно и осознанно для дальнейшей работы с разной информацией.

Отличительные особенности программы

Преемственность – содержание основывается на учете имеющихся у учащихся знаниях, дополняя и
совершенствуя их. Учащиеся имеют возможность в полной мере получить знания не только по
осмысленному чтению, но и улучшить слуховую и зрительную память, а также улучшить свою
информационную компетентность.
Адресат программы – учащиеся возраста 8-9 лет.
Срок освоения программы – 1 год.
Объем программы – 17 часов.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 0,5 часа.
Форма организации образовательного процесса – групповая форма с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития навыка эффективного чтения, повышения
скорости чтения и усвоения прочитанного с помощью онлайн - теста скорости чтения.
Сформировать умения правильно применять найденную информацию с помощью рациональных
приемов поиска, анализа и синтеза информации.
Задачи
Образовательные:
- способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися;
- чтение про себя: определение вида чтения - изучающего, ознакомительного, просмотрового,
выборочного, развитие навыков определения особенностей разных видов чтения: факта, описания,
высказывания и т.д..
- расширение знаний об окружающем мире;
- ознакомление с художественной литературой;
- обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.
Развивающие:
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти;
- развитие речи;

- развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи;
- способствование развитию мотивации к процессу обучения.
-развивать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники
информации и способы работы с ними, развивать навыки критического анализа информации,
выполнять разные действия с информацией: находить, запоминать, передавать, измерять.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым;
- формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности,
собранности, аккуратности и работоспособности;
- воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни;
- создание комфортной обстановки в учебном коллективе средствами программы.

1.3 Планируемые результаты
Онлайн тест скорости чтения - позволяет узнать изначальную скорость чтения ребенка и процент
понимания текста. Далее можно будет наблюдать динамику развития техники чтения и рост понимания
информации. Сформировать умения правильно применять найденную информацию с помощью
рациональных приемов поиска, анализа и синтеза информации.

При реализации программы «Буратино» учащимися будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
- готовность и способность к усвоению новых знаний.
Познавательные универсальные учебные действия:
- способность определять способ действия для решения поставленной задачи, систематизация и
обобщение полученных знаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение правильно выражать свои мысли в речи, вести диалог;
- умение слышать, слушать и понимать взрослого и другого ребёнка;
- умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование навыка постановки цели и ее достижение, навыка самооценки.
Предметные результаты:

Будут знать:
- зачем нужно уметь читать быстро;
- какие упражнения можно выполнять, чтобы повысить скорость чтения.
Будут уметь:
- самостоятельно читать тексты;
- запоминать содержание текста;
- выделять основную мысль;
- пересказывать прочитанное;
- рассказывать о прочитанном своими словами.

1.4 Учебно-тематический план
Количество часов
№ п/п
1.

Наименование раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Презентация курса «Буратино»: Первое
знакомство

1

1

Вводное занятие. Инструкция по работе с
онлайн-тренажером скорости чтения
Входящая диагностика
6.Чтение текста «Тест 1»

1

1

1

0,5

-

0,5

Ответить на вопросы, чтобы определить
понимание прочитанного. «Тест к тексту 1»

0,5

-

0,5

8.Чтение текста «Тест 2»

0,5

-

0,5

9.Ответить на вопросы, чтобы определить
понимание прочитанного. «Тест к тексту 2»

0,5

-

0,5

Чтение текста «Тест 3»
10.

0,5

-

0,5

Ответить на вопросы, чтобы определить
11.
понимание прочитанного. «Тест к тексту 3»

0,5

-

0,5

Чтение текста «Тест 4»
12.

0,5

-

0,5

Ответить на вопросы, чтобы определить
21.
понимание прочитанного «Тест к тексту 4»

0,5

-

0,5

Контрольное чтение
22.

0,5

-

0,5.

Внимательное чтение текста. Выполнение
23.
задания к тексту при работе с информацией.
Текст «В гости к осени»
Внимательное чтение текста. Выполнение
24.
задания к тексту при работе с информацией.
Текст «В библиотеке»
Выполнение задания к тексту при работе с
25.
информацией в таблице. Текст «Идем в

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

Форма и мет
(кон

выполнение
задания

школу»
Выполнение задания к тексту при работе с
26.
информацией, представленной
изображением «Собери свой школьный
портфель»
Выполнение задания к тексту при работе с
27.
информацией, представленной
изображением «Масса школьного портфеля»
Выполнение задания к тексту при работе с
28.
информацией, представленной
изображением «Выбери верные
утверждения»
Выполнение задания к тексту при работе с
29.
информацией, представленной диаграммой

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

Выполнение задания к тексту при работе с
30.
информацией, представленной круговой
диаграммой
Выполнение задания к тексту при работе с
32.
информацией, представленной столбчатой
диаграммой
Выполнение задания к тексту при работе с
33.
информацией «Соедини знак и его значение:
при работе в читальном зале»
Выполнение задания к тексту при работе с
34.
информацией «День народного единства»

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

Выполнение задания к тексту при работе с
35.
информацией «Скоро Новый год»

0,5

-

0,5

Выполнение задания к тексту при работе с
36.
информацией «Реклама: «Любимые
мультфильмы»
Выполнение задания к тексту при работе с
35.
информацией «Логические таблицы»

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Бланк самооценки работы с информацией

1

0,5

0,5

17

2.5

14,5

Итого

1.5 Содержание программы
1. Вводное занятие. Входящая диагностика (2 часа: теория – 1 час, практика – 1 час)
2. Чтение текста.
3.Работа с тестами.
4. Выполнение заданий к тексту при работе с разными видами информации.
5. Итоговая аттестация. Бланк самооценки работы с информацией.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарно-тематический план

Контрольное
опрос, выполне
задания

Календарно-тематический план – это составная часть дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы, позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с
учебно-тематическим планом программы, календарным учебным графиком МАОУ «Гимназия» и
расписанием учебных занятий по программе.
В календарно-тематическом плане должны быть отражены: даты занятий; темы занятий и их
последовательность; количество часов (всего, теория, практика); формы и методы аттестации
(контроля).
Корректировка учебно-тематического плана при необходимости проводится в течение всего
учебного года. На невыполнение полного объема календарно-тематического плана влияет
временная нетрудоспособность педагога, учебный отпуск.
Последовательность наименований разделов и тем учебно-тематического плана может не совпадать
с календарно-тематическим планом с учетом процесса освоения учащимися программы и
поддержания устойчивого интереса учащихся в процессе реализации программы.
Календарно-тематический план является приложением к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе и составляется на учебный год или период обучения для каждой
учебной группы.
2.2 Условия реализации программы онлайн-тренажер эффективного чтения
Для успешной реализации программы используются следующие дидактические пособия: рисунки,
презентации, тематические картинки, видеоматериалы, учебные пособия, онлайн-тренажер
эффективного чтения.
Материально-техническое оснащение для реализации программы предусматривает:
- оборудование: столы, стулья, телевизор;
- инструменты: тексты, таблицы, карандаши, линейки, ластики, ручки, ножницы;
- материалы: цветная бумага, клей, картон.
2.3 Формы аттестации / контроля
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация
учащихся в течение всего периода обучения. Для выявления уровня теоретической и практической
деятельности учащихся проводится входящая диагностика. Формой проведения входящей
диагностики является теоретическое и практическое задание на знание базовых знаний и умений.
Формой проведения итоговой аттестации является контрольное занятие, которое включает
заполнение Бланка самооценки работы с информацией устный опрос учащихся по пройденным
темам.

2.6 Список литературы и источников
200 текстов для обучения скорочтению / под ред. Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2019. – 238 с. –
Текст: непосредственный.
Абдулова, Г.Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта / Г.Ф. Абдулова. – Москва:
АСТ, 2020. – 157 с. – Текст: непосредственный.
Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе: методическое пособие для учителей нач. кл.,
воспитателей дошк. учреждений, родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула: Арктоус, 1997.
– 97 с. – Текст: непосредственный.
Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. –
Ярославль: Акад. развития, 2011. – 240 с. – Текст: непосредственный.
Воронина, Т.П. Читаем быстро и внимательно. Качество чтения младших школьников / Т.П.
Воронина, Т.В. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 96 с. – Текст: непосредственный.
Жукова, Н.С. Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С. Жукова. – М.: 2011. – Текст:
непосредственный.
Зотов, С.Г. Повышение скорости чтения / С.Г. Зотов, М.А. Зотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 124
с. – Текст: непосредственный.
Узорова, О.В. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению / О.В. Узорова, Е.А.
Нефёдова. – Москва: АСТ, 2019. – 95 с. – Текст: непосредственный.
Чистякова, О.В. Обучение чтению / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 64 с. – Текст:
непосредственный.
Чистякова, О.В. Учимся читать / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 32 с. – Текст:
непосредственный.
Чурсина, Л.В. Тренажёр по чтению 1 класс / Л.В. Чурсина. – Москва: ВАКО, 2020. – 64 с. – Текст:
непосредственный.
Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада
/ Г.С. Швайко. – М., 1983. – 64 с. – Текст: непосредственный.
Электронные ресурсы
Скорочтение для детей: методики обучения, упражнения в домашних условиях: [сайт]. – URL:
https://orechi.ru/razvitie-rechi/skorochtenie-dlya-detej-uprazhneniya (дата обращения 17.08.2020). –
Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Осваиваем скорочтение на дому. Делаем полезные упражнения: [сайт]. – URL:
https://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-dlya-skorochteniya/ (дата обращения 17.08.2020). – Режим
доступа: свободный. – Текст: электронный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».