1.1 Пояснительная записка Особенности программы: Рабочая программа дополнительного образования по основам эффективного чтения и работы с информацией « Буратино» имеет социально-педагогическую направленность и предполагает развитие навыков эффективного чтения и работы с различной информацией учащихся младшего школьного возраста, направлена на облегчение усвоения учебного материала путём повышения скорости чтения и работы с различной информацией. Программа разработана в соответствии с основными документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован министерством юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2018 года, регистрационный номер № 52831); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 № 41); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; - Приказ Росстата от 13 сентября 2016 года № 501 «Об утверждении статистического инструментария федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей»; - Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Актуальность программы От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Необходимо на начальном этапе обучения в школе научить ребёнка читать правильно и осознанно для дальнейшей работы с разной информацией. Отличительные особенности программы Преемственность – содержание основывается на учете имеющихся у учащихся знаниях, дополняя и совершенствуя их. Учащиеся имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить слуховую и зрительную память, а также улучшить свою информационную компетентность. Адресат программы – учащиеся возраста 8-9 лет. Срок освоения программы – 1 год. Объем программы – 17 часов. Режим занятий – 1 раз в неделю по 0,5 часа. Форма организации образовательного процесса – групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы – создание условий для развития навыка эффективного чтения, повышения скорости чтения и усвоения прочитанного с помощью онлайн - теста скорости чтения. Сформировать умения правильно применять найденную информацию с помощью рациональных приемов поиска, анализа и синтеза информации. Задачи Образовательные: - способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися; - чтение про себя: определение вида чтения - изучающего, ознакомительного, просмотрового, выборочного, развитие навыков определения особенностей разных видов чтения: факта, описания, высказывания и т.д.. - расширение знаний об окружающем мире; - ознакомление с художественной литературой; - обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников. Развивающие: - улучшение понимания прочитанной информации; - развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти; - развитие речи; - развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи; - способствование развитию мотивации к процессу обучения. -развивать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и способы работы с ними, развивать навыки критического анализа информации, выполнять разные действия с информацией: находить, запоминать, передавать, измерять. Воспитательные: - формирование коммуникативных навыков; - воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым; - формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности; - воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни; - создание комфортной обстановки в учебном коллективе средствами программы. 1.3 Планируемые результаты Онлайн тест скорости чтения - позволяет узнать изначальную скорость чтения ребенка и процент понимания текста. Далее можно будет наблюдать динамику развития техники чтения и рост понимания информации. Сформировать умения правильно применять найденную информацию с помощью рациональных приемов поиска, анализа и синтеза информации. При реализации программы «Буратино» учащимися будут достигнуты следующие результаты: Личностные результаты: - готовность и способность к усвоению новых знаний. Познавательные универсальные учебные действия: - способность определять способ действия для решения поставленной задачи, систематизация и обобщение полученных знаний. Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение правильно выражать свои мысли в речи, вести диалог; - умение слышать, слушать и понимать взрослого и другого ребёнка; - умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться. Регулятивные универсальные учебные действия: - формирование навыка постановки цели и ее достижение, навыка самооценки. Предметные результаты: Будут знать: - зачем нужно уметь читать быстро; - какие упражнения можно выполнять, чтобы повысить скорость чтения. Будут уметь: - самостоятельно читать тексты; - запоминать содержание текста; - выделять основную мысль; - пересказывать прочитанное; - рассказывать о прочитанном своими словами. 1.4 Учебно-тематический план Количество часов № п/п 1. Наименование раздела, темы Всего Теория Практика Презентация курса «Буратино»: Первое знакомство 1 1 Вводное занятие. Инструкция по работе с онлайн-тренажером скорости чтения Входящая диагностика 6.Чтение текста «Тест 1» 1 1 1 0,5 - 0,5 Ответить на вопросы, чтобы определить понимание прочитанного. «Тест к тексту 1» 0,5 - 0,5 8.Чтение текста «Тест 2» 0,5 - 0,5 9.Ответить на вопросы, чтобы определить понимание прочитанного. «Тест к тексту 2» 0,5 - 0,5 Чтение текста «Тест 3» 10. 0,5 - 0,5 Ответить на вопросы, чтобы определить 11. понимание прочитанного. «Тест к тексту 3» 0,5 - 0,5 Чтение текста «Тест 4» 12. 0,5 - 0,5 Ответить на вопросы, чтобы определить 21. понимание прочитанного «Тест к тексту 4» 0,5 - 0,5 Контрольное чтение 22. 0,5 - 0,5. Внимательное чтение текста. Выполнение 23. задания к тексту при работе с информацией. Текст «В гости к осени» Внимательное чтение текста. Выполнение 24. задания к тексту при работе с информацией. Текст «В библиотеке» Выполнение задания к тексту при работе с 25. информацией в таблице. Текст «Идем в 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 Форма и мет (кон выполнение задания школу» Выполнение задания к тексту при работе с 26. информацией, представленной изображением «Собери свой школьный портфель» Выполнение задания к тексту при работе с 27. информацией, представленной изображением «Масса школьного портфеля» Выполнение задания к тексту при работе с 28. информацией, представленной изображением «Выбери верные утверждения» Выполнение задания к тексту при работе с 29. информацией, представленной диаграммой 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 Выполнение задания к тексту при работе с 30. информацией, представленной круговой диаграммой Выполнение задания к тексту при работе с 32. информацией, представленной столбчатой диаграммой Выполнение задания к тексту при работе с 33. информацией «Соедини знак и его значение: при работе в читальном зале» Выполнение задания к тексту при работе с 34. информацией «День народного единства» 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 Выполнение задания к тексту при работе с 35. информацией «Скоро Новый год» 0,5 - 0,5 Выполнение задания к тексту при работе с 36. информацией «Реклама: «Любимые мультфильмы» Выполнение задания к тексту при работе с 35. информацией «Логические таблицы» 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Бланк самооценки работы с информацией 1 0,5 0,5 17 2.5 14,5 Итого 1.5 Содержание программы 1. Вводное занятие. Входящая диагностика (2 часа: теория – 1 час, практика – 1 час) 2. Чтение текста. 3.Работа с тестами. 4. Выполнение заданий к тексту при работе с разными видами информации. 5. Итоговая аттестация. Бланк самооценки работы с информацией. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарно-тематический план Контрольное опрос, выполне задания Календарно-тематический план – это составная часть дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебно-тематическим планом программы, календарным учебным графиком МАОУ «Гимназия» и расписанием учебных занятий по программе. В календарно-тематическом плане должны быть отражены: даты занятий; темы занятий и их последовательность; количество часов (всего, теория, практика); формы и методы аттестации (контроля). Корректировка учебно-тематического плана при необходимости проводится в течение всего учебного года. На невыполнение полного объема календарно-тематического плана влияет временная нетрудоспособность педагога, учебный отпуск. Последовательность наименований разделов и тем учебно-тематического плана может не совпадать с календарно-тематическим планом с учетом процесса освоения учащимися программы и поддержания устойчивого интереса учащихся в процессе реализации программы. Календарно-тематический план является приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и составляется на учебный год или период обучения для каждой учебной группы. 2.2 Условия реализации программы онлайн-тренажер эффективного чтения Для успешной реализации программы используются следующие дидактические пособия: рисунки, презентации, тематические картинки, видеоматериалы, учебные пособия, онлайн-тренажер эффективного чтения. Материально-техническое оснащение для реализации программы предусматривает: - оборудование: столы, стулья, телевизор; - инструменты: тексты, таблицы, карандаши, линейки, ластики, ручки, ножницы; - материалы: цветная бумага, клей, картон. 2.3 Формы аттестации / контроля С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. Для выявления уровня теоретической и практической деятельности учащихся проводится входящая диагностика. Формой проведения входящей диагностики является теоретическое и практическое задание на знание базовых знаний и умений. Формой проведения итоговой аттестации является контрольное занятие, которое включает заполнение Бланка самооценки работы с информацией устный опрос учащихся по пройденным темам. 2.6 Список литературы и источников 200 текстов для обучения скорочтению / под ред. Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2019. – 238 с. – Текст: непосредственный. Абдулова, Г.Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта / Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2020. – 157 с. – Текст: непосредственный. Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе: методическое пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула: Арктоус, 1997. – 97 с. – Текст: непосредственный. Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Акад. развития, 2011. – 240 с. – Текст: непосредственный. Воронина, Т.П. Читаем быстро и внимательно. Качество чтения младших школьников / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 96 с. – Текст: непосредственный. Жукова, Н.С. Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С. Жукова. – М.: 2011. – Текст: непосредственный. Зотов, С.Г. Повышение скорости чтения / С.Г. Зотов, М.А. Зотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 124 с. – Текст: непосредственный. Узорова, О.В. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ, 2019. – 95 с. – Текст: непосредственный. Чистякова, О.В. Обучение чтению / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный. Чистякова, О.В. Учимся читать / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 32 с. – Текст: непосредственный. Чурсина, Л.В. Тренажёр по чтению 1 класс / Л.В. Чурсина. – Москва: ВАКО, 2020. – 64 с. – Текст: непосредственный. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М., 1983. – 64 с. – Текст: непосредственный. Электронные ресурсы Скорочтение для детей: методики обучения, упражнения в домашних условиях: [сайт]. – URL: https://orechi.ru/razvitie-rechi/skorochtenie-dlya-detej-uprazhneniya (дата обращения 17.08.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. Осваиваем скорочтение на дому. Делаем полезные упражнения: [сайт]. – URL: https://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-dlya-skorochteniya/ (дата обращения 17.08.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.