I. Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования «Волейбол» составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»; Уставом МАОУ «Гимназия»; Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МАОУ «Гимназия»; Положением о рабочих программах в МАОУ «Гимназия»; ООП ООО МАОУ «Гимназия»; Учебным планом МАОУ «Гимназия» на 2022-2023 учебный гол; Годовым календарным учебным графиком МАОУ «Гимназия» на 2022-2023 учебный год; Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». Программа дополнительного образования «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–11 классах. В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности. Программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Дополнительная общеразвивающая программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. Цель конкретизирована следующими задачами: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха; формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; обучение технике и тактике игры в волейбол; развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств. Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. Особенности реализации программы: количество часов и место проведения занятий. Программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 5 -11 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность занятия 1 час. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся. Таблица 1 Формы проведения занятия и виды деятельности Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. Подобная реализация программы по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик. Планируемые результаты освоения учащимися программы «Волейбол» В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений: Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы: осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью. II. Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Волейбол» Тематическое планирование 5 класс № Тема Кол-во часов 1 Перемещения 1 2 Верхняя передача 2 3 Нижняя передача 2 4 Приём мяча 1 5 Подвижные игры и эстафеты 4 6 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 10 Тематическое планирование 6 класс № Тема Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в защите 2 2 Закрепление техники верхней передачи 2 3 Закрепление техники нижней передачи 2 4 Верхняя прямая подача 1 5 Закрепление техники приёма мяча с подачи 1 6 Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра 2 7 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 10 Тематическое планирование 7 класс № Тема Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в нападении 2 2 Закрепление техники верхней передачи 2 3 Закрепление техники нижней передачи 2 4 Верхняя прямая подача 1 5 Закрепление техники приёма мяча с подачи 1 6 Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра 7 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 2 10 Тематическое планирование 8 класс № Тема Кол-во часов 1 Совершенствование техники верхней, нижней передачи 1 2 Прямой нападающий удар 3 3 Совершенствование верхней прямой подачи 2 4 Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите 1 5 Двусторонняя учебная игра 1 6 Одиночное блокирование 1 7 Страховка при блокировании 1 8 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 10 Тематическое планирование, 9 – 11 класс № Тема Кол-во часов 1 Верхняя передача двумя руками в прыжке 1 2 Прямой нападающий удар 2 3 Верхняя, нижняя передача двумя руками назад 2 4 Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите 1 5 Двусторонняя учебная игра 2 6 Одиночное блокирование и страховка 1 7 Командные тактические действия в нападении и защите 1 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 10