Спортивные подвижные игры Волейбол

I. Пояснительная записка














Рабочая программа дополнительного образования «Волейбол» составлена на
основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от
29.12.2012 г.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 №
115;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020
№ 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
Уставом МАОУ «Гимназия»;
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МАОУ «Гимназия»;
Положением о рабочих программах в МАОУ «Гимназия»;
ООП ООО МАОУ «Гимназия»;
Учебным планом МАОУ «Гимназия» на 2022-2023 учебный гол;
Годовым календарным учебным графиком МАОУ «Гимназия» на 2022-2023
учебный год;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г №
2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Программа дополнительного образования «Волейбол» предназначена для
физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–11 классах.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности.
Программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению
«Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию
культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в
мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании

потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления
здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы. Дополнительная общеразвивающая
программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению
«Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на
осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития
и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и
совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ
спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:


пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся;



популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;



формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом;



обучение технике и тактике игры в волейбол;



развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);



формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;



воспитание моральных и волевых качеств.

Целью реализации основной образовательной программы является
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений,
навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он
представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы: количество часов и место
проведения занятий.
Программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению
«Волейбол» предназначена для учащихся 5 -11 классов. Принадлежность к
внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все

занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков
основного расписания, продолжительность занятия 1 час.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной
площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
предполагает использование форм и методов обучения, адекватных
возрастным возможностям занимающихся.
Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из
компонентов подготовки
волейболиста: техникой, тактикой
или физической

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в
различных сочетаниях: техническая и
физическая подготовка; техническая
и тактическая подготовка;
техническая, физическая и
тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной
двухсторонней игре в волейбол по
упрощенным правилам, с
соблюдением основных правил.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся,
выполнению контрольных
упражнений (двигательных заданий)
с целью получения данных об уровне
технико-тактической и физической
подготовленности занимающихся.

Подобная реализация программы по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным
особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры
здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Волейбол»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:


личностные результаты – готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;



метапредметные результаты – освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);



предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.

Личностными результатами программы по спортивно-оздоровительному
направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:


Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.

Метапредметными результатами программы по спортивно-оздоровительному
направлению «Волейбол» - является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее самостоятельно.



Проговаривать последовательность действий.



Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.



Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.



Учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды
на занятии.



Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды.



Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.

3. Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других.



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).



Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы:


осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по
причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся,
посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;



социальная адаптация детей, расширение сферы общения,
приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное
отношение учащихся к собственному здоровью.

II. Учебно-тематический план программы дополнительного образования
«Волейбол»
Тематическое планирование 5 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Перемещения

1

2

Верхняя передача

2

3

Нижняя передача

2

4

Приём мяча

1

5

Подвижные игры и эстафеты

4

6

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

10

Тематическое планирование 6 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Индивидуальные тактические действия в защите

2

2

Закрепление техники верхней передачи

2

3

Закрепление техники нижней передачи

2

4

Верхняя прямая подача

1

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

1

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

2

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

10

Тематическое планирование 7 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Индивидуальные тактические действия в нападении

2

2

Закрепление техники верхней передачи

2

3

Закрепление техники нижней передачи

2

4

Верхняя прямая подача

1

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

1

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

2

10

Тематическое планирование 8 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Совершенствование техники верхней, нижней передачи

1

2

Прямой нападающий удар

3

3

Совершенствование верхней прямой подачи

2

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

1

5

Двусторонняя учебная игра

1

6

Одиночное блокирование

1

7

Страховка при блокировании

1

8

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

10

Тематическое планирование, 9 – 11 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Верхняя передача двумя руками в прыжке

1

2

Прямой нападающий удар

2

3

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад

2

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

1

5

Двусторонняя учебная игра

2

6

Одиночное блокирование и страховка

1

7

Командные тактические действия в нападении и защите

1

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».