Досье персонажа

Пояснительная записка
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование
коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет
выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть
взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в
частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории
общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика –
самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи: обучение умелой,
эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению,
человек в процессе эффективной коммуникации.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который
мы назвали «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же
определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое
общение можно считать эффективным?)? Безусловно, эффективное общение предполагает
следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное
общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное
намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного
плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то,
о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача
духовного плана), и мне это удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи,
когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать
аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою
речь и т.д.
Общая характеристикафакультативного курса
В программе можно выделить два смысловых блока:
1.
«Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в
классической риторике называлось общей риторикой;
2.
«Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой,
которая обозначается как «Роды, виды, жанры».
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми,
которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о
коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и
т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем,
где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение
ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и
партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая
(коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы
подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте
речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как
разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст
определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры
художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой
практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к.
называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая
единица, которая во многом определяет методику обучения:
2

 знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки
зрения
 сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.;
 анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра;
создание его отдельных фрагментов (частей);
 самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
В каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения)
бытуют «свои» речевые жанры. Предметом обучения в школе являются наиболее
употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения
раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например,
репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы
ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы
учим подходам к творчеству.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурносмысловые и стилевые особенности.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то
школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где
большая часть времени выделяется на формирование риторических умений.
Большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах
деятельности (инструкции, конкретные рекомендации и т.д. («Как слушать собеседника»,
«Правила для говорящего» и т.д.), а также понятийный аппарат, его отбор и
интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
умения первого типа (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение
(например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения
языком);
умения второго типа (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в
блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации,
например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное
намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Описание места факультативного курса в учебном плане
Курс школьной риторики должен вызвать у учеников размышления о том, что
такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном
мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят
основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих
общекультурную ценность. Такой подход представляется принципиально важным – в
частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в
духовное развитие подрастающего поколения.
В программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые,
безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме).
Например:
 Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
 По речи узнают человека. (Пословица)
 Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)
 На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться.
(Н. Рыленков)
Такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять –
в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением
времени.
3

Структура программы выглядит так: вначале формулируются идеи (которые
должны быть осмыслены к концу обучения), затем конкретные умения, формируемые на
основе понятийных и инструментальных знаний.
Программа риторики носит открытый, примерный характер и позволяет внести
коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса риторики в 5 классе
Личностные УУД:
1. Объясняет принципы продуктивного диалога
2. Вербально выражает в процессе диалога собственные чувства к собеседнику.
3. анализирует изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
4. Получает и анализирует опыт обсуждения и установления норм поведения в
отношении взрослых.
5. Получает и анализирует опыт участия в школьных и внешкольных мероприятиях.

1.
2.
3.
4.

Регулятивные УУД:
Обнаруживает и формирует учебную проблему.
Планирует пути достижения целей, отбирает методы.
Самостоятельно планирует и оценивает продукт своей деятельности.
Оценивает свои возможности достижения цели определенной сложности в
различной сфере.

Коммуникативные УУД:
1.Владеет монологической и диалогической грамматическими и синтаксическими
нормами языка.
Определяет жанр и структуру письменного документа в соответствии с
поставленной целью.
3.Адекватно использует выразительные средства языка.
4.Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
5.Учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Познавательные УУД:
1.Знает основы ознакомительного и поискового чтения.
2.Умеет структурировать тексты.
3.Понимает переносный смысл выражений.
4.Употребляет различные обороты речи.
5.Самостоятельно проводит исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента.
Содержание факультативного курса
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим
научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает
своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и
т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания,
как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках
риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
4

– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение
компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более
сложных вопросов:
• что сказал говорящий (пишущий);
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал
РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е.
насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого
человека, но и свою собственную.
Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:
• восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;
• каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;
• что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;
• являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;
• может ли быть несколько правильных решений этой задачи;
• какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные
намерения.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на
определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– почему (причина, мотив);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это
важно);
– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное
для общения, если это важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в
речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные
ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери),
учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических
задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и
благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских
школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают
умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того,
чтобы оно было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный
элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и
т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более
задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр,
риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению
задач этого предмета.
Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме
риторических игр.
5

Многолетний опыт работы словесников, его низкая результативность убеждает, что
развитие речи (включающее работу по культуре речи) как один из многочисленных
аспектов работы на уроках родного языка не решает основной задачи риторики.
Эта задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея
определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации,
построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим
замыслом, коммуникативным намерением и т.д.

6

5 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса риторики учащиеся 5 класса
НАУЧАТСЯ:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в
данной ситуации; оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила
при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого
иметь свою;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы;
проблемы;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
умению анализировать и оценивать общение (степень эффективности общения;
уровень владения языком; корректность поведения).
умению общаться: умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым
собеседником, видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение;
отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и
недочеты, уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические;
уметь редактировать чужой и свой тексты, уметь правильно читать, слышать и
слушать собеседника, говорить комплименты;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять
опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
эмоциональную составляющие.
умению общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые
жанры», в частности, умения:
ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое
коммуникативное намерение;
определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.
ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
оценивать личностную значимость тех или иных заданий для совершенствования
речи, оценить свои коммуникативные возможности до и после изучения курса.
описывать реальные ситуации по модели общения, анализировать их, принимать
решения по эффективному исправлению ситуации.
выполнять сбор информации, организовывать информацию в виде схем, таблиц и
диаграмм; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контр примеры; распознавать ошибки в высказываниях, обосновывать их и
исправлять; публично выступать и представлять результаты учебных достижений.
Личностные

Результаты
- наличие представлений о языке как
важнейшем средстве общения;
- появление интереса к собственному
языку, стремления его усовершенствовать;
7

- наличие установки на понимание
собеседника
в
процессе
общения,
достаточного объёма словарного запаса для
выражения собственных мыслей;
- появление интереса к риторике и
культуре речи, желания реализовать свои
возможности на практике;
- наличие осознанного отношения к
результатам своей деятельности.
умение
самостоятельно
формулировать цель деятельности в
зависимости от поставленной проблемы;

Регулятивные

умение
организовывать
сотрудничество в рамках занятия
- умение понимать информацию
устного и письменного сообщения

Коммуникативные

- умение создавать в устной форме
короткие тексты разных публицистических
жанров
- умение излагать
мысли в устной форме

собственные

- умение сравнивать различные
точки зрения
способность
извлекать
информацию из различных источников

Познавательные

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема

К

Содержание

Колво
час.

1

Общение.
общаться.

Что

значит
4

2

Виды общения.

2

3

Главный секрет Демосфена.

2

4

Речь правильная и хорошая. 2

4
Что
значит
общаться.
Собеседники,
партнеры,
коммуниканты.
Коммуникативная
задача.
Межличностное, групповое,
массовое (один – немного – много).
Словесное и несловесное (голос,
мимика, жесты) общение.
Голос – качество голоса.
Дыхательная
гимнастика
–
постановка
речевого
дыхания.
Скороговорки и докучные сказки.
Кричалки.
Речь
без
ошибок
–
8

Дата

5

Учимся
писать
редактировать.

6
7

Будьте вежливы.
Учимся слушать.

3
2

8

Учимся читать.

2

9

В мире текстов.

2

10

Вторичные тексты.

2

11

Давайте говорить
другу комплименты.

12

Объявление.

13

Что такое рассказ?
строить рассказ.

14

Спорить или ссориться.

- 2

друг 2

1

Как 3

1

15

Сочиняем сказку.

1

16

Начало моей биографии.

3

соблюдение
речевой
нормы.
Орфоэпические нормы. Правильная
речь и речь хорошая – сходства и
различия.
Богатство
языка
и
богатство речи. Тавтология. Точная
речь.
Правка текста: вычленение и
устранение
ненужного;
замена
ненужного нужным; включение
недостающего – дополнение.
Основы вежливости. Этикет.
Слышать – слушать – внимать
– оценивать. Кто и как слушает.
Правила для собеседников.
Чтение
вслух.
Выразительность чтения.
Текст. Признаки, композиция
и виды текстов.
Что такое вторичный текст.
Изложения
(пересказы).
Виды
изложений. Способы сокращения
текста.
Что такое комплимент. Что не
может считаться комплиментом.
Похвала и похвальба. Вежливость.
Что такое объявление. Где и
когда оно используется. Устные и
письменные
объявления.
Виды
объявлений. Объявления в прошлом
и настоящем. Глашатаи и зазывалы.
Афиша и объявление.
Основные части рассказа.
Эффективность рассказа. Сочини и
запиши свой рассказ.
1
Спор и его особенности.
Ссора – ее особенности. Секреты
успешного выхода из ссоры. Что
такое убедительные доводы и где их
применять.
Что такое сказка? Каковы ее
особенности?
Строение
сказки.
Сказочные элементы, с помощью
которых создается чудесный мир
сказки.
Основные
сказочные
действия.
Сказочный
язык.
Сказочные герои. Пробуем сочинить
свою сказку.
Родословная. Автобиография.
Самопрезентация.

Итого 34
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».