Развитие связной письменной речи

Данная программа составлена на основе учебно-методического комплекта по обучению
связной и письменной речи в начальной школе «Система развития связной письменной речи».
Автор: Щёголева Г.С. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребёнка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена.
Овладение связной письменной речью предполагает умение воспринимать, воспроизводить и создавать текст. В системе обучения предусматривается постепенное, целенаправленное
ознакомление у учащихся с текстом как речевой единицей, осознание его признаков.
Система обучения связной речи направлена на формирование у школьников комплекса
речевых умений:
1) информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль и изложении и сочинении;
2) структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение
выделять части в тесте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
3) умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
4) умения редактировать тест с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Цель курса: достижение планируемых результатов ФОП НОО содержательной линии
“Развитие речи”.
Задачи курса:
● учить свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме через
формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своѐ собственное.
● развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, а также
навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
1. Результаты освоения курса:
В результате освоения курса выпускники научатся:
•
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
•
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
•
выражать собственное мнение и аргументировать его;
•
самостоятельно озаглавливать текст;
•
составлять план текста;
•
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускники получат возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить
в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и со - относить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и
с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения,

электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Оценочным комплексным инструментарием являются: итоговые изложения во 2-4 классах
и итоговое сочинение в 4 классе.
Результаты освоения курса к концу 1-го класса
В процессе освоения курса обучающиеся должны знать:
Для чего нужна речь.
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Какие бывают тексты.
Как строится текст.
Что такое план.
Обучающиеся научатся:
Различать устную и письменную речь.
Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них.
Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами.
Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках.
Распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится.
Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре.
Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя.
Составлять рассказы по серии картинок.
Сочинять рифмованные строки, стихотворения.
Отгадывать загадки.
Результаты освоения курса к концу 2-го класса
В процессе освоения курса обучающиеся должны знать:
Зачем нужны звуки языка.
Происхождение слов.
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Методы при работе над сочинением сказок.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Признаки текста.
Что такое план.
Что такое изложение, сочинение.
Как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся научатся:
Строить собственные устные высказывания.
Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым
словарем.
Отличать текст от группы предложений, объяснять различие.
Формулировать тему небольшого текста.
Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.
Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст,
прогнозировать содержание по заголовку.
Находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску).
Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др.
Составлять пробный и творческий пересказ по плану.
Составлять текст по вопросам учителя.

Редактировать текст.
Отгадывать загадки.
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку,
стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и
совершенствовать.
Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.
Составлять рассказы по серии картинок.
Уметь писать изложения, сочинения.
Сочинять загадки, стихи, сказки.
Результаты освоения курса к концу 3-го класса
В процессе освоения курса обучающиеся должны знать:
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки, небылицы.
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Что такое речь, предложение, текст.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Признаки текста.
Что такое изложение, сочинение.
Как писать изложение, сочинение.
Понятия рифма, ритм, стихотворный размер.
Обучающиеся научатся:
Озаглавливать иллюстрации, тексты.
Составлять простой план произведения.
Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно
озаглавливать текст.
Использовать слова текста для называния его частей.
Различать повествования и описания предмета.
Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера.
Создавать (устно и письменно) тексты – повествования, обдумывать их содержание и выбор
средств языка.
Различать синонимы, антонимы, омонимы.
Самостоятельно работать со словарями.
Составлять словари антонимов, синонимов, омонимов, настроений.
Составлять текст – поздравление к празднику.
Писать сочинения, письма.
Уметь писать изложения: по плану, вопросам с изменением лица рассказчика, по готовому плану, с элементами описания и рассуждения.
Сочинять небылицы, сказки, стихи.
Редактировать текст.
Результаты освоения курса к концу 4-го класса
В процессе освоения курса обучающиеся должны знать:
Основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных
форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки и др.)
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и
др.).
Что такое речь, предложение, текст.
Как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся научатся:
Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика,
темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения.

Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях.
Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых
вопросов.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и
составлять план.
Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.
Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.
Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста.
Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.
Создавать тексты освоенных жанров.
Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого
лица.
Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чего-либо и т.д.).
Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности,
богатства, выразительности письменной речи.
Создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений.
Создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение).
2. Содержание курса.
Объём учебного времени, отводимого на изучение связной письменной речи в 1 - 2 классах
– 1 час в неделю 33 (34 часа/год), в 3 классе – 1 или 2 часа в неделю 34/68 часов в год , в 4 классе 1или 1,5 часа в неделю - 34/ 51 час в год (в зависимости от учебного плана или плана внеурочной деятельности). Общий объём учебного курса по времени составляет от 135 до 186 часов.
В число основных содержательных линий Программы входят:
— усвоение литературного языка;
— овладение чтением и письмом;
— совершенствование письменной речи учащихся, повышение ее культуры.
Виды речи. Речь бывает внешняя и внутренняя.
Внешняя речь подразделяется на речь устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную). Выделяют также речь диалогическую и монологическую.
Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая без отчетливых внешних проявлений. Это
как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм.
Особенно большую роль играет внутренняя речь при подготовке к письменному сочинению,
изложению или записи отдельных предложений. Учащийся составляет предложение и целые
фрагменты текста первоначально в уме, т.е. на уровне внутренней речи. Важно, чтобы учащийся, начиная писать предложение, в уме подготовил его целиком и знал, как его закончит.
Если внутренняя речь – это речь для себя, то внешняя – для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к
ней бывают высокими.
Виды речевой деятельности включают в себя все виды как в изучении русского языка, так и в
изучении литературного чтения: слушание; говорение; чтение как вслух, так и про себя; работа с разными видами текст; работа с художественным произведением; работа с
учебными, научно-популярными и другими текстами.; культура письменной речи; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность.
Функции речи. Виды речи. (10 часов)

Цель первых занятий по программе — раскрытие перед детьми основных функций речи.
Учащиеся осознают, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми, средством передачи определенной информации.
Учащиеся знакомятся с формами речи: устной и письменной, учатся отличать устную
речь от озвученной письменной, устную (письменную) от внутренней; определять темп устного
высказывания, громкость речи; оценивать соответствие темпа и громкости речи определенной
ситуации общения; оценивать поведение собеседника во время разговора, использование мимики, жестов. Дети учатся умению слушать собеседника, умению вести себя во время разговора.
С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке, начинают понимать, что не любое выражение мысли будет
правильным, что мысль следует выражать ясно, четко, понятно для других, приучаются к самоконтролю и к наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочеты чужой речи. С
первых дней пребывания ребенка в школе его нужно приучать к внимательному отношению к
слову, к поиску наиболее выразительных слов. Учащиеся знакомятся с толковым словарем,
учатся объяснять непонятные слова, употреблять слова в точном соответствии с их значением.
Учащиеся знакомятся с разновидностями речи, которые как бы обслуживают ту или
иную сферу деятельности, общения людей: сферу бытового общения — разговорная речь, сферу науки — научная речь, сферу официально-деловых отношений — официально-деловая, сферу искусства слова — художественная.
Следующие виды работ предлагаются учащимся: составление предложений по картинкам (о растениях, о животных, о правилах ухода за жи-вотными, рассказов по вопросам учителя
на темы «Сокровища духовной народной мудрости»; «Осень в художественных произведениях
и произведениях живописи»; «Эпитеты и сравнения»; «Узнай сказку»; составление рассказов
по картинам В. Поленова. А. Куинджи, сюжетным картинкам «Заячья избушка»; составление
рассказов по данному началу о поведении на улице; рассказов по воспоминаниям, на основе
творческого воображения, по материалам экскурсии в парк; заучивание стихов по темам «Осень
золотая» и «Встреча зимы»; работа с пословицами и поговорками о дружбе, товариществе, здоровье, разучивание скороговорок; рассказывание сказок о животных: «Идэ», «Сестрица Алёнушка и бpaтец Иванушка», инсценировка сказки «Лиса и журавль».
Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.
Составляемый рассказ или его изложение постоянно исправляются, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность их выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, вводятся детали, подробности, уточняется последовательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.
Текст. Признаки текста (9 часов)
Изучая тему, учащиеся знакомятся с такими основными признаками текста, как тематическое единство, заголовок, основная мысль текста. У учащихся формируется умение отличать
текст от группы предложений, умение формулировать тему текста, умение его озаглавливать,
составлять ответ на вопрос учителя.
Предлагаются следующие виды работ: восстановление деформированного текста, восстановление текста с пропущенными словами, изложение текста по вопросам к каждому предложению, составление рассказа по серии сюжетных картинок и по вопросам, составление рассказа по просмотренному видеофильму или мультфильму.
Тексты таких писателей и поэтов, как Д. Карме, К. Чуковский, Э. Успенский, А. Гайдар,
иллюстрации к произведениям, картины художников к предложенным выше видам работ соответствуют тематике уроков, что позволяет учителю решать важные воспитательные задачи:
воспитание доброго отношения к людям, которые тебя окружают, стремление соблюдать правила вежливости, воспитание уважения ко всему, что создано трудом, воспитание трудолюбия;
стремление соблюдать правила поведения в обществе, которые помогают людям жить вместе,
общаться, действовать.
Важно, обсуждая с детьми прочитанное, вводить работу над пословицами, загадками,
поговорками, фразеологизмами. Они учат детей говорить ярко, образно и просто, помогают
уяснить меткость русского слова, обогащают память детей жемчужинами родного языка, разви-

вают мышление, сообразительность. На уроках используются пословицы, которые учат ценить
слово, бережно относиться к нему.
Изложение текста и его редактирование (15 часов)
Обучая учащихся составлению изложений, необходимо формировать умения делить
текст на части, строить предложения в зависимости от контекста, определять главную мысль
текста и отражать его в заголовке, выделять части текста при записи, связно излагать текст, писать текст в соответствии с планом. Анализируя работы, надо исправлять ошибки в содержании
текста и в его речевом оформлении, точно определять слова в тексте.
Предлагаются следующие виды работ: изложение по обобщенным вопросам, изложение
текста по опорным словам, изложение по вопросам и по опорным словам, восстановление деформированного текста по серии картинок, изложение по коллективно составленному плану и
по опорным словам.
Тематика текстов изложений, подбор наглядных пособий и электронных образовательных ресурсов позволяет создавать на уроке ситуацию сопереживания и на основе этого глубже
решать следующие задачи: воспитание у учащихся любви к родной стране и городу, стремление
жить в мире и дружбе с людьми других народов и стран, воспитание чувства глубокого уважения к людям разных национальностей, стремление соблюдать общественный порядок, беречь
красоту родного города. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами
слова, способствуют формированию правильной речи у учащихся, прививают художественный
вкус, развивают языковое чутье.
1-й класс
Программа 1-го года обучения состоит из трёх разделов.
1 раздел – речь. Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь.
Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Слово. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова. Слова-родственники. Антонимы. Синонимы. Предложение и словосочетание.
2 раздел - текст. Понятие о тексте. Тема текста. Основная мысль в тексте. Заголовок текста. Типы текста.
3 раздел - культура общения. Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности,
извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.
2-й класс
Во втором классе работа по развитию связной письменной речи предполагает следующие этапы
работы:
● раскрытие перед учащимися специфических особенностей письменной речи, ознакомление с функциями и отличиями от устной формы;
● целенаправленное ознакомление с текстом как речевой единицей, осознание его признаков;
● формирование комплекса речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и
воспроизведение готового текста, а также осознание собственного;
● деятельностный подход к речи и к процессу её формирования;
● организацию работы на уроке, ориентированную на становление ученика как субъекта
учебной деятельности.
Во втором полугодии основное место занимают работы продуктивно-творческого характера: сочинения по картинке, по серии картинок, по наблюдениям и воображению, по пословице
и др. При работе над сочинением важно с первых шагов формировать правильное отношение
к работе над собственным текстом. С этой целью рекомендуется использовать такие задания
как возможность подготовиться к написанию текста, спланировать его, неторопливо и обдуманно записать, а также перечитать и внести исправления с целью более точного и яркого выражения мысли.
Углубление работы над письменной речью во втором классе предполагает целенаправленное
ознакомление учащихся с особенностями текстов различных типов речи.
3-й класс

В третьем классе работа по развитию связной письменной речи предполагает следующие
направления работы:
• повторение знаний о письменной и устной речи, их отличительных особенностях;
• знакомство с особенностями построения текстов различных типов речи: повествование,
описание, рассуждение;
• формирование умений использовать различные типы речи в сочинениях разных видов:
наблюдения, по картине, с заданной структурой;
• развитие текстовых умений при написании изложений и сочинений разных видов и жанров;
• обучение выборочному и краткому изложениям, способам сокращения текста, умению
формулировать вводную и заключительную части текста;
• раскрытие приёмов создания комического в тексте - описание смешной ситуации, расширение представлений о возможности использования языковых средств выразительности для
раскрытия темы и основной мысли;
• знакомство с разными жанрами деловой и художественной речи;
• овладение умениями анализа каждым учеником своей работы и достигнутых результатов,
осознание своих достижений в работе над изложениями и сочинениями, а также перспектив
обучения на уроках развития речи.
Работа по развитию связной письменной речи в 3-м классе начинается с повторения знаний о письменной речи и тексте, уточнения представлений учащихся об отличительных особенностях устной и письменной речи. При составлении устного и письменного высказывания
на одинаковую тему учащиеся должны выявить общие и отличительные признаки устной и
письменной речи. Объединяет устную и письменную речь общее содержание, одинаковая тема
и основная мысль. Различия же состоят в том, что в каждом из них в соответствии с условиями
общения используются специфические средства выразительности. Если в устной речи возможно и необходимо использование интонации, жестов, мимики, то в письменной речи важен тщательный отбор слов и синтаксических конструкций, позволяющих автору передать свое отношение к описываемому, сделать рассказ выразительным и ярким.
На первом этапе работы над изложением повторяются основные признаки текста: наличие темы, основной мысли, заголовка как отражения темы или главной мысли, наличие структурно-смысловых частей, проводятся наблюдения над средствами связи частей и предложений.
Предъявление текста в деформированном виде, когда каждая часть напечатана на отдельной
полоске, ориентирует учащихся на осознание коммуникативной функции письменной речи,
овладение требованиями, выполнение которых необходимо для понимания адресатом написанного. С этой же целью на уроках редактирования текста рассматриваются нарушения и недочеты, затрудняющие понимание этого вида речи читающим.
На втором этапе работы ставится специальная задача выделения из общей выделения из
общей работы с текстом умений определять и раскрывать тему и основную мысль текста
как ведущих. Для этого предусматривается проведение изложения и сочинения, связанных
близкой темой, что позволяет осуществить перенос полученных при работе над изложением
знаний и умений на создание собственного текста.
Третий этап посвящен отработке умений, связанных с построением текста, формированием умений определять тему части, выделять части при записи, правильно строить части текста, составлять план текста, отражающий все главные моменты содержания.
Таким образом, умение структурировать текст целенаправленно формируется на различных этапах работы с ним.
Важным условием успешного овладения умениями является анализ каждым учеником
своей работы и достигнутых результатов.
4-й класс
В четвёртом классе работа по развитию связной письменной речи предусматривает следующие направления деятельности:
 обобщение и систематизация знаний об особенностях устной и письменной речи;
 повторение знаний о тексте и его признаках;
 обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении; осознание учащимися взаи-









мосвязи между умениями, формируемыми в работе над изложениями и сочинениями;
наблюдения учащихся и их личный опыт являются основой для сочинений; совершенствование текстовых умений в сочинениях разных жанров (дневниковые записи, тексты
– жалобы, сочинение на лингвистическую тему, сочинения по картине и по наблюдениям);
совершенствование умений, связанных со структурой текста, т.е. умение делить текст на
части, определять тему части и подбирать к ней заголовок, выделять части при записи
текста, правильно строить части, формулировать вводную и заключительную части, соотносить содержание частей с темой и основной мыслью текста;
подчёркивается взаимосвязь всех сторон текста: содержания, построения и речевого
оформления;
привлечение внимания учащихся к тому, что особенность письменной речи состоит в
возможности и необходимости повторной работы над текстом с целью его уточнения и
улучшения, а также точного и полного раскрытия темы и основной мысли изложения и
сочинения;
углубление знаний учащихся о типах речи, совершенствование умений, связанных с построением текста повествования, описания, рассуждения;
формирование умений, связанных с функционально-стилистическими разновидностями
речи, ознакомление с языковыми особенностями делового стиля, научного стиля.

3. Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование, 1 класс (33ч.)
№

Тема занятия

1.

Для чего нужна речь? Устная и письменная речь.

Дата

Факт

Примечание

Тише, громче. Средства выразительности речи.
Техника речи
3. Слова, слова, слова. Лексическое значение слова
4. Слово и его значение. Толковые словари.
5. Озорные буквы. Правильность произношения и
написания.
6. Слова играют в прятки. Загадки, шарады.
7. Слово и его значение. Лексическое значение слова.
8. Слово и его значение. Прямое и переносное значение
слова.
9. Многозначные слова. Понятие о многозначности
слов.
10. Омонимы. Слова, которые одинаково пишутся и
произносятся, но имеют разное значение.
11. Синонимы – слова, близкие по значению, их роль в
речи.
12. Антонимы – слова, противоположные по значению,
их роль в речи.
13. Тематические группы слов. Большие и маленькие
тематические группы слов.
14. Проверочная работа.
Этап I. Ознакомление с назначением письменной речи и её особенностями.
15. Письменная речь как средство общения
16. Особенности письменного общения
17. Требования к письменной речи.
Этап II. Ознакомление с членимостью текста и правилами его оформления на письме. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте.
18. Деление текста на предложения.
19. Восстановление деформированного текста «Гово2.

рящий скворец» (Составление текста из предложений)
Этап III. Первоначальное ознакомление с текстом как речевой единицей. Наблюдение за делением текста на смысловые части. Подготовительные упражнения к изложению текста.
20. Тематическое единство предложений в тексте.
21. Выбор тематически объединённых предложений.
22. Объединение предложений в текст в соответствии с
темой. «Кошка и птичка», «Таня и кукла» (по Л.Н.
Толстому)
23. Восстановление текста с пропущенными словами по
серии картинок «Догадливый ёжик» (по Н. Радлову). (Составление рассказа по картинкам)
Этап IV Обучение изложению по вопросам к каждому предложению. Наблюдения за употреблением слова в тексте.
24. Сравнение лексического состава вопроса и ответа.
25. Сравнение порядка слов в вопросе и ответе.
26. Сопоставление ответа на вопрос с использованием
слов вопроса.
27. Составление вопроса к предложению.
28. Изложение текста по вопросам к каждому предложению. «Белочка» (по Бианки)
29. Выбор точного слова.
30. Наблюдение за словами с эмоциональноэкспрессивной окраской.
31. Наблюдение за использованием текстовых синонимов в письменной речи.
32. Проверочная работа. Изложение текста «Неудачная
охота» по картинке и вопросам с лексическим заданием.
33. Редактирование текста изложения.
Календарно-тематическое планирование, 2 класс (34ч.)
№

Тема

Дата

Факт

Примечание

Этап I. Повторение знаний о письменной речи и признаках текста.
1.

Для чего нужна речь? Устная и письменная речь.

2.

Тише, громче. Средства выразительности речи.
Техника речи
Деление текста на предложения.

3.
4.

5.

Восстановление
деформированного
текста.
Л.Толстой «Чиж». Составление текста из предложений.
Сравнение устной разговорной и письменной речи

Коллективное изложение текста по вопросам к каждому предложению. «Как Митя спас воробышка».
Этап II. Первоначальное ознакомление со средствами связи между предложениями и частями
текста.
7. Наблюдение за лексическими средствами связи
предложений в тексте.
8. Выделение важных по смыслу слов в устной и
письменной речи. Наблюдение за порядком слов в
предложении.
9. Наблюдение за порядком слов как средство связи
предложений в тексте.
6.

10. Составление текста по опорным словам с творческим дополнением. «Ёжик».
11. Свободный диктант «Случай в лесу». Деление текста на части.
Этап III. Определение темы и главной мысли в тексте. Наблюдение за средствами выражения авторского отношения к описываемому. Ознакомление со структурно-смысловыми частями текста.
12. Изложение текста по коллективно составленным
вопросам. «Первая охота (по В. Бианки)
13. Изложение текста по опорным словам. По
Б.Житкову «Храбрый утёнок».
14. Восстановление деформированного текста «Верный
друг» по серии картинок с творческими дополнениями (Составление текста по картинкам и плану)
15. Изложение по вопросам к частям текста. По
Е.Пермяку «Кривая указка».
16. Редактирование текста изложения. Работа над
ошибками.
17. Коллективное сочинение по серии картинок и коллективно составленному плану. «Друзья птиц».
18. Сочинение по картинке «На горке».
19. Совершенствование текста сочинения (Повторная
работа над сочинением)
Этап V. Ознакомление с построением текста-повествования. Упражнения в воспроизведении и
создании текстов-повествований.
20. Наблюдение за текстами различных типов речи.
21. Подробное изложение по коллективно составленному плану. По Л.Толстому «Умная галка».
22. Творческое продолжение текста – повествования
«Горе – охотник». (По Л. Савоненковой)
23. Слуховое изложение текста по опорным словам.
«Как Маша стала большая (по Е. Пермяку)
24. Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны».
Этап VI. Упражнения в создании текстов-описаний. Ознакомление с требованиями к письменному описанию.
25. Объяснение значения слова.
26. Сравнение описания в устной и письменной речи.
27. Составление описания-загадки.
28. Анализ и редактирование текста сочинения.
29. Сочинение по наблюдениям и воображению «О чём
чирикал воробей?»
ЭтапVII. Упражнения в создании текстов с элементами рассуждений.
30. Сочинение по пословице «Скучен день до вечера,
коли делать нечего».
31. Редактирование текста сочинения по пословице
«Скучен день до вечера, коли делать нечего». (Повторная работа над сочинением по пословице).
32. Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый урок»
33. Анализ и редактирование текста сочинения.
34. Итоговое изложение (Самостоятельное изложение)

Календарно-тематическое планирование, 3 класс (68ч.)
№

Тема

Дата

Факт

Примечание

Этап I. Повторение знаний о письменной речи, тексте и его признаках. Тема и основная мысль
текста.
1.
Повторение знаний о письменной речи
2.
Различие устной и письменной речи.
3.
Подробное изложение по вопросам текста «Петя
помог»
4.
Редактирование текста изложения (работа над
ошибками в изложении)
Этап II. Выделение из общей работы с текстом умений раскрывать тему и основную мысль как
ведущих.
5.
Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова
«Осенняя ёлочка»
6.
Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова
«Осенняя ёлочка».
7.
Редактирование подробного изложения по рассказу
Н. Сладкова «Осенняя ёлочка»
8.
Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья».
9.
Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья».
10. Анализ сочинения по наблюдениям «Как опадают
листья»
Этап III.Отработка умений, связанных с построением текста.
11. Слуховое изложение «Друг детства» (по В. Драгунскому)
12. Слуховое изложение «Друг детства» (по В. Драгунскому)
13. Редактирование изложения «Друг детства» (Исправление ошибок в изложении)
14. Сочинение с заданной структурой текста о каникулах друга.
15. Сочинение с заданной структурой текста о каникулах друга.
16. Редактирование сочинения о каникулах друга.
17. Сочинение с заданной структурой текста «Замечательная поездка».
18. Редактирование текста сочинения.
19. Подробное изложение с творческими дополнениями.
М.Л. Закожурникова. «Колышек».
20. Редактирование изложения «Колышек»
Этап IV. Структура текста-повествования. Формирование умения строить текст –повествование.
21. Подробное изложение текста-повествования «Ёжик»
(по Г. Циферову)
22. Подробное изложение текста-повествования «Ёжик»
(по Г. Циферову)
23. Редактирование изложения «Ёжик»
24. Сочинение по серии картинок Н. Радлова «Находчивые лягушата».
25. Сочинение по серии картинок Н. Радлова «Находчивые лягушата».
26. Редактирование по серии картинок «Находчивые

лягушата».
27. Творческое продолжение текста-повествования
«Ёж-спаситель» (по В. Бианки)
Этап V. Структура текста-описания. Формирование умения строить текст-описание.
28. Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»
29. Редактирование сочинения-описания.
30. Сочинение-описание игрушки в деловом стиле.
31. Сочинение-описание по авторскому рисунку Е. Чарушина «Вот он какой, лысушонок»
Этап VI. Структура текста-рассуждения. Формирование умения строить текст-рассуждение.
32. Работа с понятиями: определение, суждение, рассуждение, объяснение . Практикумы.
33. Работа с понятиями: определение, суждение, рассуждение, объяснение . Практикумы.
34. Изложение текста с элементами рассуждения по
рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудеса-то»
35. Изложение текста с элементами рассуждения по
рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудеса-то»
36. Редактирование изложения текста с элементами рассуждения по рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудесато»
37. Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие»
38. Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие»
39. Редактирование сочинения с элементами рассуждения «Моё любимое занятие».
Этап VII. Совершенствование умений использовать различные типы в сочинении.
40. Сочинение по наблюдениям с элементами описание
«Снег теперь уже не тот».
41. Редактирование текста сочинения «Снег теперь уже
не тот»
42. Сочинение с элементами описания по картинке
«Прилёт птиц»
43. Редактирование сочинения по картинке «Прилёт
птиц»
Этап VIII. Развитие текстовых умений в различных видах изложений и сочинений.
44. Выборочное изложение по рассказу А. Куприна
«Скворцы»
45. Выборочное изложение по рассказу А. Куприна
«Скворцы»
46. Редактирование сочинения по рассказу А. Куприна
«Скворцы»
47. Краткое изложение по рассказу В. Чаплиной «Цыплята выручили».
48. Краткое изложение по рассказу В. Чаплиной «Цыплята выручили».
49. Редактирование сочинения по рассказу В. Чаплиной
«Цыплята выручили».
50. Изложение весёлого рассказа «Сверху вниз, наискосок!» (по В. Драгунскому)
51. Изложение весёлого рассказа «Сверху вниз, наискосок!» (по В. Драгунскому)

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

61.

62.

63.

64.

65.
66.
67.
68.

Редактирование изложения весёлого рассказа
«Сверху вниз, наискосок!» (по В. Драгунскому)
Сочинение по серии весёлых картинок «Фотоохотник»
Сочинение по серии весёлых картинок «Фотоохотник»
Редактирование сочинения по серии весёлых картинок «Фотоохотник»
Сочинение «Письмо другу»
Сочинение «Письмо другу»
Анализ работы над сочинением «Письмо другу»
Итоговое изложение по рассказу Е. Чарушина
«Мишки».
Знакомство с видами речевых жанров: телеграмма,
записка, просьба, поздравление, благодарность,
письмо, инструкция, рецепт, воспоминание, этюд.
Знакомство с видами речевых жанров: телеграмма,
записка, письмо, просьба, поздравление, благодарность, инструкция, рецепт, воспоминание, этюд.
Знакомство с видами речевых жанров: телеграмма,
записка, просьба, поздравление, благодарность,
письмо, инструкция, рецепт, воспоминание, этюд.
Знакомство с видами речевых жанров: телеграмма,
записка, просьба, поздравление, благодарность,
письмо, инструкция, рецепт, воспоминание, этюд.
Знакомство с видами речевых жанров: телеграмма,
записка, просьба, поздравление, благодарность,
письмо, инструкция, рецепт, воспоминание, этюд.
Особенности объявления как речевого жанра
Особенности объявления как речевого жанра
Олимпиада
Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Тематическое планирование, 4 класс (52ч.)
№
Тема урока.

Колво
часов

Дата

Факт

Примечание

Этап I. Повторение знаний о свойствах письменной речи и признаках текста.
1.
Подробное изложение по рассказу Э. Шима «Жук
на ниточке». Повторение знаний о признаках текста.
2.
Работа над ошибками, допущенными в изложении.
3.
Стилистика. Средства выразительности языка
(рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).
4.
Стилистика. Средства выразительности языка
(рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).
Этап II. Отработка умений связанных со структурой текста.
5.
Свободный диктант по рассказу Э. Шима «бывшие
беспризорники».
6.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
7.
Сочинение из личного опыта на тему летних впечатлений.
8.
Анализ сочинений. Совершенствование текста.
9.
Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку».
10. Анализ сочинений по наблюдениям. Обучение совершенствованию текста.
Этап III. Типы речи. Совершенствование умений, связанных с построением текстаповествования.
11. Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной
«лесная кормушка».
12. Редактирование текста изложения.
13. Подробное изложение по изменённому плану по
рассказу Г. Скребицкого «Друзья животных».
14. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
15. Творческое продолжение текста-повествования
«Люська» (по В. Чаплиной)
16. Анализ текста-повествования. Совершенствование
текста.
Этап IV. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие умений, связанных с созданием делового текста.
17. Знакомство с видами речевых жанров: телеграмма, записка, просьба, поздравление, благодарность, письмо, инструкция, рецепт, воспоминание.
18. Составление кулинарного рецепта.
19. Составление инструкции.
20. Знакомство с видами речевых жанров: телеграмма, записка, просьба, поздравление, благодарность, письмо, инструкция, рецепт, воспоминание.
21. Составление поздравления и анализ работы
22. Составление благодарности и анализ работы.
23. Особенности объявления как речевого жанра.
24. Особенности объявления как речевого жанра.
Этап V. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для точного и полного
раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении.
25. Выборочное изложение по рассказу Г. Скребицко-

го «Зайка и Мурка»
26. Сжатое изложение по рассказу В. Бианки «Зинька
выручила» («Март»)
27. Редактирование текста изложения.
28. Составление приглашения на новогодний праздник.
29. Сочинение на основе личного опыта по впечатлениям от зимних каникул.
30. Сжатое изложение рассказа В. Железникова «Солдат на посту»
31. Сочинение сказки по аналогии. Сочинение сказки
по аналогии.
Этап VI. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-описания.
32. Свободный диктант по рассказу Э. Шима «Петух и
наседка» (текст-повествование с элементами описания)
33. Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» (по Б. Павлову)
34. Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка (собака)».
35. Редактирование сочинений о животных.
Этап VII. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-рассуждения.
36. Изложение текста-рассуждения с творческим дополнением «Благородная профессия».
37. Работа над ошибками изложения.
38. Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой».
39. Редактирование текста сочинения.
40. Этап VIII. Ознакомление с особенностями научного стиля речи. Формирование умений, связанных с
созданием текста в научном стиле.
41. Подробное изложение научного текста «Липа» (по
В.В. Петрову)
42. Составление текста в научном стиле по рассказу В.
Зотова «Клюква»
43. Работа над ошибками, допущенными при составлении текста в научном стиле.
Этап IX. Совершенствование текстовых умений в сочинениях различных жанров.
44. Сочинение «Дневник моего любимца (один день
его жизни)» по аналогии с произведением С. Чёрного «Дневник фокса Микки»
45. Сочинение «Жалобы школьных вещей» по аналогии с рассказами Н. Сладкова «Сердитые голоса»
46. Сочинение на лингвистическую тему «Корень слова» с самостоятельным выбором типа речи.
47.
Сочинение по наблюдениям «Вот и весна пришла!»
48. Редактирование сочинения «Вот и весна пришла!»
49. Сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского
«Сочинение»
50. Этап X. Оценка достижений в работе по развитию
связной письменной речи.
51. Итоговое изложение по рассказу К. Паустовского
«Кот-ворюга»
52. Итоговое сочинение «Самый радостный день в мо-

ей жизни».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».